ВАЛААМ ЗАГАДОЧНЫЙ | Легкомыслие
ВАЛААМ ЗАГАДОЧНЫЙ

Валаамский архипелаг

В Северной части Ладожского озера, в 22-х км от материка, бусинками лесистых островов раскинулся Валаамский архипелаг. Небольшой, 50 скалистых островов занимают всего 36 кв. км, из которых 28 кв. км приходится на самый крупный – остров Валаам. О нём много кто слышал, но мало кто с ним лично знаком.

Исчерченная чёрными скалами береговая линия острова образует множество бухт. В них царит тишина и покой. Вертикальные сосны, вековые костлявые лиственницы подпирают серое низкое небо, суровые ели и пихты корнями впиваются в береговые камни. Хмурый северный лес плотным живым щитом скрывает внутреннюю часть острова, бережет его от колючих ладожских ветров и посторонних глаз. Идеальное место для монашеского уединения. Здесь раскинулся Валаамский Спаса-Преображенский монастырь. Четвёртый по рейтингу среди крупных и известных монастырей России, пропитанный соком многослойной истории.

Монахи

Как и когда монахи впервые попали на остров достоверно неизвестно. Легенд много, все они сводятся к одной версии – это была спецоперация служителей православной веры. Мол, монашеский “спецназ” пришел сюда для утверждения в местных краях православия. Может с севера пришли, может с юга, может с Греции, а может с Новгорода – точно не понятно. Ещё непонятнее – когда. Одни говорят в X веке, то есть чуть ли не раньше, чем крещение Руси, другие говорят – на 100 лет позже, что более правдоподобно. Третьи вообще называют 1407 год — это год основания Валаамского монастыря. Мол, без монастыря монахи и дня жить не будут, им молиться надо, когда монастырь появился – тогда и монахи.

Версия православной миссии, на мой взгляд, сомнительна. Если шли веру православную утверждать, почему дальше не пошли, зачем на диком, необитаемом острове остались? Думаю, были это люди либо беглые, либо гонимые, либо случайные. Может в ледоход попали, задержались по нужде, да и прижились.

Дело в том, что Ладога редко покрывается крепким льдом, далеко не каждый год. Ласковая, но капризная Атлантика делает зиму в тех краях достаточно мягкой, но непредсказуемой. Может на новый год дождь пойти, а может и минус 30 ударить, что для Балтики жутко холодно. Валаамское лето по капризности не уступает зиме, но чаще оно не жаркое, мягкое, ласковое, солнечное. Солнечных дней на Валааме в два раза больше чем на материке. Ветра помогают. Благоволят. В общем, так или иначе приглянулся Валаам монахам. Остались они и стали жить-поживать, но не долго.

Шведы

Властителями Балтийского Севера с давних времен были шведы. В начале 17 века они вдруг узнали, что у них под носом расплодились православные монахи и уничтожили их всех. Стёрли с лица земли. Монастырь и святыни сожгли, монахов православных убили.

Православие монахи не угрожали шведам-лютеранам, а остров не представлял для них никакой ценности. Убили за инакомыслие. Это сначала люди убивали друг друга за еду. Кто слабее – тот еда. Но, по мере развития цивилизации, с появлением Богов, люди стали воевать за веру. Оспаривая чей Бог главнее, люди беспощадно истребляли друг друга самыми изощренными методами.

Разорив остров, шведы не стали там жить. Скучно, убивать некого. Покинули его, оставив в полном запустении на 100 лет.

В начале 18 века, царь Пётр Алексеевич Романов по всему Северу гонял хулиганистых шведов. В истории череда этих событий обозначена как Северная война. В ходе этой кампании, которая была для царя в целом успешной, Пётр I по просьбе архимандрита тех времен дал указ восстановить разрушенный шведами монастырь. Восстановили. По русской традиции деньги взяли из казны государственной, а восстановили от имени и во славу Царя. Валаамский монастырь зажил лучше прежнего.

Финны

Шведов с тех земель выгнали совсем, заключив в 1809 году Фридрихсгамский мирный договор. Русско-шведская война закончилась. Главный итог – Финляндия вошла в состав России на правах автономного княжества. Оставляя все налоги на своей территории, финский львёнок пригрелся на груди могучего российского орла, он быстро рос и крепчал. Валаам перестал подчиняться Питерскому митрополиту, перешёл в Финляндскую епархию. Этот период в жизни Валаамского монастыря был один из самых благоприятных.

Набравшая силы Финляндия, воспользовалась Октябрьским переворотом, и 6 декабря 1917 года страна озёр объявила о своей независимости. Большевики, пришедшие к власти, согласились. «Хорошо, – сказали они, – сами так сами». Месяцем ранее Правительство большевиков издало декрет о самоопределении народов. Все могли стать независимыми. Но самоопределились только Польша и Финляндия. Валаам в составе капиталистической Финляндии зажил ещё спокойнее. Начальства стало меньше. В России попов разогнали, а константинопольских ещё не прислали.

К слову сказать, независимость Финляндии признала только новоиспеченная Советская Россия, остальные страны Европы рассматривали её как часть России, охваченную мятежом. Несмотря на это, белофинны (выходцы из царской России, массово бежавшие в 1917-м) неоднократно подталкивали финское правительство к оккупации восточных земель – Восточной Карелии. Терзаемая гражданской войной молодая советская Республика потеряла часть своей территории.

Однако, окрепший СССР припомнил всё дерзкой Финляндии. В 1939 году, 30 ноября, началась Советско-Финская война. Она продлилась 3,5 месяца и закончилась Московским мирным договором. России отошло 11% территории Финляндии. Вместе с Выборгом в родную гавань России вернулся и остров Валаам.

190 монахов Валаамского монастыря бежали, забрав всё свое ценное церковное имущество, нажитое за несколько столетий. Советская Россия объявила их врагами советской власти, предателями. Несколько монахов попали в руки большевиков – их расстреляли, как изменников Родины.

Финляндия приняла беглых Валаамских монахов, помогла решить организационные вопросы с местом и землёй – был образован Ново-Валаамский монастырь. Постепенно он стал приёмной обителью для всех беглых монахов из Советской России. И по сей день Ново-Валаамский монастырь стоит, здравствует.

Вторая мировая

Во времена Второй мировой войны финны воевали на стороне Германии. С первых дней они оккупировали Валаам и удерживали его до 1944 года. Остров не имел никакого стратегического назначения, поэтому в боях не участвовал, никакого героического прошлого не приобрёл. Скукота. Зато всё уцелело, насколько могло уцелеть после размещения солдат в помещениях монастыря. Почти ничего. Разрушено. Закрашено. Измазано.

Послевоенный Валаам – обитель «самоваров»

Однажды из крупных городов пропали инвалиды ВОВ – почти все и практически в одночасье. Их собрали со всех публичных мест и вывезли подальше от глаз – на остров Валаам. Там, в зданиях бывшего монастыря был организован Дом инвалидов, где они содержались до конца своей жизни. Недолго.

Остров Валаам в 1949-1984-х годах — место одного из самых бесчеловечных экспериментов по формированию крупнейшей человеческой «фабрики». Сюда, чтобы не портили городской ландшафт, ссылали инвалидов — самых разных: от безногих и безруких, до олигофренов и туберкулезников. Считалось, что инвалиды портят вид советских городов. Валаам был не единственным, но самым известным из десятков мест ссылки инвалидов войны.

«Самовары» – так называли людей без ног и рук, или «обрубки» – если хотели обидеть. Кровавая мясорубка войны искалечила миллионы душ и сотни тысяч человеческих тел. Далеко не у всех искалеченных войной были родственники или близкие люди, которые могли о них позаботиться. Погибли. Уехали. Пропали. Далеко не у всех остался кров. Дом, квартира были разрушены или заняты по разнарядке переселенцам, способными к восстановительным работам – им приоритет. «Самовары» потеряли все. У них не осталось ничего. Ни рук, ни ног, ни дома, ни родственников.
Была Родина. Родина-мать, за которую они воевали. Но в какой-то момент «матери» стало стыдно за цену войны, которую она заплатила. «Обрубки» бросали черную тень на светлую радость победы, напоминали о том, что победа досталась не только доблестью плакатного солдата с лучезарной улыбкой, но и в обмен на руки, ноги, изувеченные тела, в обмен на смерть миллионов людей. Мертвые уважительно молчали. Инвалиды… Это была кричащая цена победы. Уродливая. Неприятная.

Массовый вывод инвалидов за городскую черту случился в 1949 году, к 70-летию Сталина. На самом деле отлавливали их с 1946 и вплоть до хрущевского времени. Можно найти доклады самому Хрущеву о том, сколько безногих и безруких попрошаек в орденах снято, например, на железной дороге. И цифры там многотысячные. Да, вывозили не всех. Брали тех, у кого не было родственников, кто не хотел нагружать своих родственников заботой о себе или от кого эти родственники из-за увечья отказались. Те, которые жили в семьях, боялись показаться на улице без сопровождения, чтобы их не забрали. Те, кто мог — разъезжались из столицы по окраинам СССР, поскольку, несмотря на инвалидность, могли и хотели работать, вести полноценную жизнь.

Я родился и вырос в Сибири. Моё летнее детство проходило в небольшом посёлке Кемеровской области. Из глубины памяти всплывёт «самовар». Я помню его. Я его встречал возле хлебного магазина. Он перемещался на сколоченной деревянной тележке. Дощатая поверхность, а вместо колёс подшипники, большие подшипники. Достать колёсики, которые сейчас в изобилии продаются в магазине, в те времена было просто невозможно, подшипники – это было круто. Мы даже самокаты на подшипниках делали. В беспалых руках «самовара» – бруски, которыми он как лыжным палками отталкиваться от земли, передвигался. Я запомнил его потому, что он был в гимнастёрке, с медалями. Как у моего деда.

Я вырос в Сибири и смотрел парады Победы по черно-белому рябящему телевизору с невнятным скрипящим звуком. О войне больше слышал из рассказов деда. Он был простым солдатом, на фронте с 1943-го, артиллеристом. Рассказов было мало, только когда он выпивал. Вероятно, поэтому до меня не доходили фанфары победобесия, я слышал другое эхо войны. Но я и сейчас помню этот шепот: Никогда.

Современный Валаам

Наступила Горбачевская оттепель, а потом перестройка – революция в стиле «лайт». Опять надо было старое ломать, новое строить. Опять «кто был никем, тот станет всем». Вспомнили о попах, церквях, монастырях, монахах. Ну, а те вспомнили об утраченных земельных участках и имуществе, которое при советской власти отошли народу по ленинскому декрету о земле. РПЦ стала ныть – отдайте нажитое Богу. Новая власть решила Богу вернуть.

В 1992 году Борис Ельцин подписал указ о передачи всего имущественного комплекса и земель бывшего Валаамского монастыря в собственность РПЦ. Ранее, в советское время, там был организован жилой и хозяйственный комплекс – комнаты, квартиры, огороды — жили люди. Обычные светские люди. Жили скромной обычной жизнью, вели хозяйство. Их выгнали. Пришли попы-монахи и всё у людей отобрали. Во имя Бога. Через суд. Валаамский монастырь начал свое возрождение.

Монахи стали молиться и вести хозяйство. Но небесный Бог не давал им урожая, видать, сильно обиделся. Беда. Потребовалась импортная техника, а к ней – знания и специалисты для её обслуживания. Оно понятно, у монахов нет времени для такой ерунды как обучение, они его отдают Богу в молитвах. Пригласили светских грешников, но с дипломами. Те приехали, стали дело делать, дело и заспорилось, хозяйство наладилось. Монахи записали это в свои достижения, мол, Бог услышал их молитвы.

Так как земные Боги Валааму благоволи, Бог небесный сменил гнев на милость. Всё дал. Хорошо дал, залюбуешься, на зависть всем частным фермерским хозяйствам. Форелевая ферма выращивает рыбу на испанском сырье и оборудовании, автоматизированная финская ферма содержит в сытости и опрятности весь подшефный скотный двор. Коровки чистые, ухоженные, холенные. Корма для бурёнок заготавливают по шведской технологии, обогащают питательными ингредиентами. На зиму заботливо и бережно упакуются на шведской линии влагостойкой консервации. В общем, всё говорит о том, что Бог есть.

Валаамские монахи считают, что это они молись Всевышнему и только поэтому он прислал к ним людей богатых и влиятельных, обладающих деньгами, знаниями и технологиями. В общем, вся благодать спускается на землю благодаря молитвам, смирению, послушанию и безбрачию. В последнем, кстати, есть доля истины. В мире действует устойчивая круговая связь: если есть деньги – есть женщины, есть женщины – нет денег, нет денег – нет женщин, нет женщин – есть деньги. Похоже, таки работает.

Современный монастырь расцветает. Остров Валаам стал местом паломничества и интенсивного туристического трафика. За это Боги наградили монахов флотом в 14 судов для грузопассажирских перевозок и представительной яхтой «Паллада», которую Всевышний передал Валаамскому монастырь через нефтяную компанию Лукойл. Одному Богу известно, сколько она стоит, но РПЦ сдаёт её в аренду по цене 500К за трехчасовую прогулку. И как бы не шипели злопыхатели, совершенно точно – это Богоугодная цена.

Отречение от всех благ мира для получения всех благ мира – такую модель поведения монахи предложили верующим гражданам России. Многие верят, молятся, следуют, но не учитывают, что отрекаются одни – а получают другие.

В России стать верующим просто – крестик на шею, иконку на переднюю панель автомобиля – всё, ты верующий. А если на Рождество в прорубь нырнул – прям сильно верующий. В соседней Финляндии, например, в том же Ново-Валаамском монастыре, верующими признаются только люди, которые приписаны к приходу и уплачивают церковные взносы. Поэтому у них, в финском монастыре, и посещаемость существенно ниже, чем в российских, а с ней и церковные доходы – отвратительная бизнес-модель. Разные мы. Новый Валаам и старый Валаам – разные. Оба стараются быть ближе к Богу. Финский – к небесному, российский – к земному. Сами судите, что эффективнее.