Романтическая любовь. Кто ты? Что ты?.. | Легкомыслие
Романтическая любовь. Кто ты? Что ты?..

— Да, пожалуйста, садись, – с любезным равнодушием немолодая, но весьма миловидная женщина забрала свою сумочку с соседнего стула и небрежно перекинула её через спинку своего. Место освободилось, мы разместились по соседству.
 
Глубокой осенью прибрежные бары в курортных городах не отличаются многолюдностью. Этот был совсем крошечным, всего четыре места за барной стойкой. Его несомненным достоинством было то, что он был открытым в столь поздний час. Мы заказали по бокалу красного вина…
— Кстати, — предупредила нас миловидная дама, — меня зовут Роза Марковна. —  Это прозвучало как предупреждение.
— Алёна, — улыбаясь во весь рот, демонстрируя новые виниры, представилась моя подруга.
— Аня, — сухо кивнула я. Мне не хотелось лишних участниц разговора, мы и так уже третий час бродили по набережной.
 
Алена, или Лёля, как я звала ласково свою подругу, уже который раз в свои 32 года, переживала период романтичных отношений. Её новый избранник, Артур, был великолепен. Алёна даже решила составить список его достоинств, которые ставили Артура на одну ступень с богами. Список уже перевалил за 100 позиций и продолжал унижать Богов. Боги терпели явное фиаско.
 
«Как это романтично, — думала я, — находить в мужчине столько положительных качеств».
— И знаешь, это не составило никого труда, — восторженно стрекотала Лёля, — я его заполнила почти моментально…
Слушая о выдающихся качествах Артура, я уже сама начала в него влюбляться. Как минимум, мне стало жутко любопытно, а вдруг он и правда настолько хорош, а вдруг ей повезло? Ну, бывают же принцы, ну, в самом деле – как-то же они в сказки попадают. «Кто их придумал? С кого рисовал образ? Явно такие прототипы существуют в реальной жизни, но мне почему-то не встречались, – с сожалением размышляла я, – а почему? Что со мной не так, почему я не достойна принца?» — «Нет, — шептал мой внутренний голос, — это собирательный образ, народный фольклор…». Но Лёля крупными мазками рисовала идеал мужчины, и это рушило фундамент моего женского спокойствия.
 
К своим сорока годам я два раза была замужем… Оба похода завершились удачно – все живы, а это главное. И вроде достаточно, но как самая обычная одинокая женщина, уже совсем скоро я снова затосковала по романтичным отношениям. А потому Алёнины рассказы о заботливом, щедром мужчине, огромных букетах, дорогих подарках, ночных вылазках по барам, поездках на лимузине, сексе на крыше, ванне с шампанским… приводили меня в восторг, умиление, и, конечно, злил…
 
 — Ох, уж эта мне романтика отношений, — миловидная дама тараном вторгалась в наш разговор, — а вы знаете, милые дамы, что всякого рода романтизм зародился в умах поэтов и писателей, и зародился он там исключительно ради денег, в погоне за славой. И я вам, таки, скажу, это им досталась, да, – и слава, и деньги. Они всё получили. Но они убили настоящую любовь. Романтизм, разрушил настоящие отношения между мужчиной и женщиной, и, увы, продолжает безжалостно разрушать, и это весьма прискорбно… — Роза Марковна сделала паузу, которую использовала весьма прагматично – опрокинула в себя остатки коньяка из своего бокала, и тут же жестом попросила бармена повторить.
— Вы уж простите меня, что я столь бесцеремонно встряла в вашу беседу, но она мне показалась весьма забавной. К тому же коньяк – это шальной напиток, он будит во мне собеседника, — она артистично закинула ногу на ногу и, развернувшись к нам, очаровательно улыбнулась. Весьма взрослая, на вид ей было не больше 60. Стройна, подтянута, с подчеркнутыми женскими формами.  Стильно, но не броско одета, а крупные украшения лишь добавляли ей шарма и эпатажа.
— И что же, Вы не верите в любовь? Но не бывает любви без романтических отношений – только из них она и рождается, — охотно вступила в диалог Лёля.
— Ну да, ну да, — закивала Роза Марковна, — влюбленные сердца находят друг друга, потом свадьба, брак, любящий заботливый муж, отец, хороший семьянин, жили они долго и счастливо и умерли в один день… Да? Так?
— Ну да, именно так, — улыбаясь, кивнула Алёна, — именно об этом все мечтают, стремятся к этому и, знаете, у многих получается. Это называется – счастливые семьи.
— Это правда. Хотят и стремятся. Бегут сломя голову, потеряв рассудок, — иронично поддержала Роза Марковна, — и всему виной романтизм. Люди становятся жертвой романтической пропаганды, понимаете?  Беспощадной романтичной пропаганды.
 
Мы переглянулись. Какой пропаганды? Пригубив коньяк, Роза Марковна продолжила:
— Романтизм идеализирует финал отношений между мужчиной и женщиной – только свадьба и брак! Если нет, — развела она руками, — отношения считаются пустыми, в них как-бы нет любви, люди ошиблись в выборе друг друга. А с чего, позвольте спросить, такие выводы? Почему именно брак стал единственно счастливым финалом? —  Роза Марковна сделала паузу… Она явно ожидала от нас банального ответа, но, чувствуя подвох, мы молчали…
— И почему же? — прервала неловкую тишину Алёна.
— Секрет предельно прост, милые дамы, любому писателю-романисту надо как-то завершать свой рассказ о любви, зафиналить, понимаете. Брак и свадьба – всё! Конец! И так у всех. Если конец счастливый, то свадьба – брак, если нет – это любовная драма.  Но позвольте, люди способны любить и без брака. Любовь не разрушается, если люди не заключают брак?! Как Вы считаете, Аня? — почему-то сделала на меня акцент Роза Марковна.
— В общем, да, — кивнула я головой, — но не думаю, что это хорошо. Больно это – жить с любовью в сердце, но без брака. Любящие должны быть рядом.
— Вот видите – больно, — подчеркнула Роза Марковна, — а почему? Я отвечу – негативное влияние романтической пропаганды. Писатели-романисты придумали эти страдания. Они пропитали этой горечью, этим ядом страницы своих любовных романов, запихнули в головы миллионов женщин на несколько веков вперед…
— Ой, да полно случаев, когда люди без брака живут, — перебила Алёна, — и вообще, одна моя знакомая вступила в брак и снова влюбилась, но в другого, представляете.
— Представляю, — улыбнулась Роза Марковна, — обычное дело, замужем, детей рожают, жены примерные, а любят другого. Бывает.
— Бывает, — печально вздохнула Алёна, осушив до конца свой бокал вина.
В мою душу полезла тоска. Мне ничего не оставалось как поддержать подругу и заказать «по новой», дав себе слово, что это последний.
 
Роза Марковна, вероятно, тоже, придавшись воспоминаниям, замолчала, но, вкусив порцию коньяка, романтично вздохнула и продолжила:
— То-то и оно, что бывает, и достаточно часто. И казалось бы, ну что здесь такого? Если часто бывает, значит это нормально. Но романтизм считает это порочным явлением, — развела она руками, — а с чего бы это? Почему любовь вне брака стали считать порочной? Почему в красивую, нежную, страстную любовную историю человеческих отношений романисты прагматично и грубо влупили брачный союз? На тебе – иди замуж, без вариантов, — завелась Роза Марковна. — А если разобраться, цель брака вообще к любви не имеет никакого отношения, его цель – формализовать рождение и воспитание потомства – детей – этакий общественно значимый акт, поставка человеческих единиц для государственных нужд. Государству брак нужен – окей, но людям, для любви брак зачем? Только мешает. Значение брака как счастливого финала любовных отношений явно преувеличено. Для красного словца, для счастливого конца, так лучше продаётся. Да, снаружи получается красиво, эстетично, но жизнь это людям портит весьма конкретно.
 
Роза Марковна сделала паузу на коньяк. Мы не перебивали, хотя я чувствовала, Лёле явно было что сказать.
 
— Романтизм зачем-то смешал воедино любовь и секс, исключил любовь без секса, разделил секс на правильный и неправильный. Секс как высшее проявление любви – так правильно, без любви секс порочен, неправильный – так воспитывают нас романисты в своих книжках. Чушь! Эта полная чушь! Секс прекрасен всегда! Сексом без любви люди занимаются гораздо чаще, что в этом плохого? Человеческая природа живет страстью, жаждет соития, этого не изменить. Терпеть эту жажду – мука, утолять – великое наслаждение. И зачем ждать любви? Где здесь смысл? Сначала любовь, потом секс – откуда взялась эта кривая логика? Секс – потом любовь, именно так природа определяет. И позвольте заметить, — Роза Марковна назидательно подняла указательный палец, — секс вне брака и любви приносит ещё большее наслаждение. Партнёры более свободны в проявлении сексуальности, раскрепощены в своих сексуальных желаниях. Мужчины вытворяют с любовницами такое, что жёнам и не снилось, но и любовницы – это чьи то жёны, — хитро улыбнулась Роза Марковна, — и скажите, зачем лишать себя секса в угоду какой-то там романтической любви, придуманной какими-то импотентами-писателями? Зачем отказывать себе в удовольствии в столь коротком промежутке времени как человеческая жизнь? Зачем искать любовь, чтобы заняться сексом? Так и без секса остаться можно, и некоторые, скажу я вам, таки, и остаются в старых девах.
— Не-не-не, нам незачем, нам такое не подходит, — рассмеялись мы в один голос. Для нас был неожиданным ход мыслей столь взрослой женщины весьма аристократичного вида. Это все равно что учительница рассказала бы ученикам о прелестях группового секса.
 
— Удовольствие – это отсутствие телесных страданий и душевных терзаний, – продолжила свои философские размышления Роза Марковна, — есть удовольствия естественные, необходимые человеку в силу природы, такие как сон, еда, утоление жажды и секс. Все они служат для сохранения собственной жизни. Если лишить или даже ограничить в них – человек будет страдать. С любовью ровно всё наоборот. Любовь – это неестественное удовольствие, вымышленное навязанное романисткой пропагандой. Излишество. А излишества, как известно, всегда приносят страдания. Появляется в жизни человека любовь, с ней приходит ревность, злость, зависть – страдания. Это как Coca-Cola, например, вкусно, сладко, липко, вызывает зависимость и ужасно много патологий. Почему покупают и пьют? Ответ: деньги, реклама. Точно такая же схема и с романтической любовью. Почему так популярна? Почему любовь все ищут и хотят? Это раскрученный бренд. Цель – деньги, реклама. Если вы в здравом уме, то вы к удовольствию будете стремиться, а боли избегать. Но когда вы влюбляетесь – вы теряете голову, и романисты не только этого не скрывают, но и возводят в культ! Люди страдают, они за этим наблюдают, это описывают и снова зарабатывают деньги — гениальная схема. Любовь – это жертва человечества на алтаре романтизма, — со вздохом заключила Роза Марковна и заказала бармену еще коньяка.
 
После некоторой паузы, которую Роза Марковна отвела на вкушение «шального напитка», она продолжила:
— А любовные измены? Романтизм превратил их в катастрофу и погрузил человечество в пучину несчастий. Человечество страдает и совершает необдуманные, деструктивные поступки. Убить соперника за даму на дуэли или утопить в крови соседнюю страну – ой, это так романтично… А ревность! Она постоянно культивируется поэтами и писателями. Ревность – золотая жила романтизма, вокруг неё развивается вся интрига любовного сюжета. Что станет с любовной лирикой, если ревность исчезнет? Что тогда ляжет в основу страданий героев? Всё, крах! Рассыплется все литературная архитектура романа! Но не будь ревности – как бы это облегчило жизнь всему человечеству… Страдания на почве ревности иногда очень глубоко пропитывают жизнь. Это затаенное в глубине души, мучительное, жгучее чувство жрёт человека изнутри. Это ужасно. Это больно… И знаете, что, — Роза Марковна, опять сделала театральную паузу, — ревность абсолютно бесполезна для человека. Она не нужна. Ревность привита искусственно, раскручена, раскрашена, воспета – это дело рук романтизма. Спросите, зачем? Деньги!!! Деньги, милые дамы, ревность в романах хорошо, очень хорошо продаётся. В результате, всё человечество обречено на страдания, потому что романы надо продавать. Вы только вдумайтесь в масштаб этой аферы, этой великой трагедии!!! — с негодованием и звоном Роза Марковна в очередной раз опустила опустошённый бокал на стойку бара.
 
— Мне кажется, вы преувеличиваете значение художественной литературы. Вряд ли любовные романы так трагично влияют на человечество. Поэты, художники – они лишь описывают то, что происходит. Они берут свои сюжеты из жизни. Конечно, они приукрашивают их красноречивыми эпитетами, но это, скорее, жизнь диктует им сюжеты, а не они влияют на жизнь, и уж тем более так глобально на человечество.
 
— Хорошо, — кивнула Роза Марковна, — а что вы скажите о пропаганде?  Об информации, которая льётся в уши людей из телевизора под видом новостей? Вроде бы она просто отражает нашу жизнь, но по факту – искажает умы. Заставляет думать так, как это необходимо заказчику – пропагандисту. Люди, пропагандирующие войну, рассказывают о кровавых расправах как о героических победах, подвигах, поступках. Люди потом веками могут воспевать и поклонятся этим «героям». А зачем?
Героизм, основанный на крови, хорошо продаётся – куда лучше, чем героизм на труде. Хотя, позвольте заметить, — уточнила Роза Марковна, — есть страны, пропагандирующие культ денег вместо культа войны.  Там на страницах книг живут другие герои и на их примерах воспитываются другие люди, другие нравы…
 
— Всё верно, — перебила Алёна, — военные романы учат защищать Родину, а любовные романы – строить и сохранять отношения, чтобы не быть одинокими… Одиночество – это совсем грустно, да же, Анечка, ну скажи, — и она чокнулось о мой стоящий бокал. «Вот только жалости от Лёли мне и не хватало», — с раздражением подумала я. Хотя она была права, отношений в данный момент у меня не было…
 
— Да, романтизм считает, что настоящая любовь положит конец одиночеству, — кивнула Роза Марковна, — и это еще одна полная чушь!  Романтические отношения между людьми формируют узкое, монополярное зрение. Романтизм упивается тем, что человек перестаёт замечать все вокруг, кроме своего любимого. Потерять ориентацию во времени и пространстве – ах, это так романтично!!! Да это ловушка, милые дамы! Клетка! Потеря друзей и свободы, потеря окружающего мира. Вы никогда не задумывались, что именно любовь к одному человеку делает вас более одиноким?
— Роза Марковна, — не выдержала я, — ну, что за ерунду Вы говорите, конечно нет! Любовь создает второго тебя, клон, влюбленные пропитаны друг другом, поэтому один мир умножается на два. Понимаете? Были одни друзья – через любимого человека пришли новые, были одни интересы – с любимым ты стала любить новые занятия, новые фильмы, песни… Через любимого человека ты начинаешь воспринимать то, что раньше и не замечала совсем… Ваши сердца, мысли, чувства сливаются, а значит – умножаются!
 
— Ну да, ну да, ерунда, — задумчиво пробурчала Роза Марковна, — всё верно.  Простите, Анечка, а Вы замужем?
— Какое это имеет значение?
— Абсолютно никакого, простите за ерундовый вопрос – я должна была догадаться.
Это был явный троллинг со стороны Розы Марковны, но из уважения к её возрасту и объему выпитого, я не стала огрызаться, ограничилась лишь тем, что допила вино, и заказала еще один бокал. «Теперь точно, последний, — сказала я внутреннем голосу, — ты же видишь, что творится, это вынужденная мера».
 
— Романисты, — продолжила Роза Марковна, — считают, что партнер должен понимать вас без слов – чувствовать сердцем, так сказать. Но наличие сердца не даёт человеку ни телепатических, ни рентгенологических возможностей. Романтизм ошибается, когда считает, что влюблённый видит вас на сквозь. Это всего лишь Ваши субъективные ощущения, понимаете, Анечка, Ваши и только Ваши. Вы приписываете их своему партнёру, а у него их нет. И когда Ваши ощущения позитивные, добрые – всё хорошо, а если нет – вы обвиняет партнёра. Ощущения Ваши, а виноват в них партнер – и вы расстаетесь. Почему? А все потому, что писатели-романисты Вас так научили, типа, слушай сердце, сердце подскажет…
 
— Ой, Роза Марковна, — вступилась Лёля, — Вас послушать, так в жизни один расчет нужен – холодный железный прагматизм. По мне так – без чувств невозможно определить идеального партнёра, химия притяжения нужна, только так поймешь: твой человек или нет.
 
— Это ты точно подметила, — ухмыльнулась Роза Марковна, — романтизм считает позорным, когда вы говорите, что подходите друг другу в финансовом плане или во взглядах на происхождение мира. Романистам от этого скучно, им кострище чувств подавай, интригу, зигзаг сюжетной линии… Романтизм, которым пропитываются женские умы, который бурной рекой льётся со страниц любовных романов, вообще не предполагает стабильности отношений – от слова «совсем». Любовь – это величайший дестабилизатор, помеха для спокойной жизни. Жертвы любви многотысячны, ими заполнены дома умалишенных и тюрьмы, а хронику любовных отношений мы легко можем отследить по полицейским протоколам. Там есть и штрафы за прелюбодеяния в публичном месте, и за мордобой с поножовщиной…, и всё это «сука-любовь», как в песни поётся…
— И что же в итоге?  Вы хотите сказать, что брак убивает отношения? Они тускнеют, гаснут выцветают? Брак – это зло?
— Милочка, я хочу сказать, что брак, к которому так стремятся девушки, ведомые романтизмом, абсолютно не гарантирует сохранения страстных отношений, особенно на стабильной основе. Вас обманули. Вы тратите уйму времени вашей драгоценной молодости в поисках настоящей и единственной любви, вы строите все свои отношения на основе чувств, ожидая от своего партнера таких же чувственных отношений, вы изо всех сил стараетесь разжечь яркий костёр той самой страсти, которая именуется любовью, и когда всё разгорается ярким пламенем, вы тащите это за ворота брака. Любовные романы убедили вас, что именно там – за воротами брака – и только там, яркий костёр вашей страстной любви будет гореть вечно. Это ошибка. Ваши надежды рушатся. Пылающие чувства быстро гаснут, отношения дают трещину, браки распадаются.
Для домашнего очага вам нужен огонь куда более меньшей интенсивности, он стабильнее. Тот, кто имеет на это расчет, тот и становится счастливым в браке. Вот об этом романисты писать забывают.
 
— Фигня, — поставила диагноз Лёля, — люди в пламенной любви всю жизнь могут прожить…
— Ну так и я про тоже, милая моя, нет возражений, — удивилась Роза Марковна, — я лишь спрашиваю брак-то зачем? Только помеха!
— Потому что, только в браке им удаётся, сохранить яркость ощущений и привязанность друг к другу…
— Вот!!! — Роза Марковна подняла вверх указательный палец, — стоп! Здесь стоп. Это и есть основное заблуждение. Пламенная, яркая любовь – это страсть, это костер, кострище, это американское горки – то вверх, то вниз, то в жар, то в холод, от неё дух захватывает… А брак – это очаг, там от яркого огня дом сгореть может, в брачных отношениях главное стабильность… Это разные модели поведения, понимаете?
 
— И что же, по-вашему, следует делать, Роза Марковна? Думаете, надо учиться правильно любить? – спросила я.
— Я думаю, не надо учиться любить. Как это? Можно учиться готовить, водить машину, играть на барабанах, рисовать, но учиться любить – зачем? Не стоит возводить любовь в культ, пусть она будет естественной…
— Как это? Дайте совет.
— Эх, милая моя, если бы я знала, я бы не совершала ошибок. Романтизм пропитал умы людей, как губку – чуть коснись и польётся из человека эта розовая хрень, потекут цитаты из жвачки «Love is…» Много лет сотни тысяч поэтов и писателей (да каких талантливых!) создавали культ любви – что может против этого сделать пожилая дама… Если хотите быть счастливым в браке – бегите из романтизма. Не культивируйте пламенных отношений, не разжигайте страсть, не ждите от своего избранника высоких показателей героя-любовника – лучше, если он разменяет их на навыки отца-педагога, повара, столяра, водителя… Не ждите, что он вас примет «такая как есть», потому что между вами любовь, нет, это происки романистов. Для счастливого брака просто любви недостаточно. В браке люди умеют меняться, они гибкие, они умеют приспосабливаться друг другу. В общем, бегите из романтизма и брак будет счастливым. И – наоборот… Если ваши чувства должны пылать, если секс должен быть великолепен на протяжение всех ваших отношений – не тащите их в брак. Часто именно брак разрушает союз двух страстно влюбленных людей…
— Какую-то мрачную картину нарисовали Вы, Роза Марковна. Хочется и любви страстной, яркой, и стабильности, защищенности, а по-вашему, так: или одно, или другое…
— Ой, да не слушайте вы старую пьяную женщину, — Роза Марковна спустилась с высокого барного стула, — пойду я, девочки, поздно уже. А если, как говорится, хочется и на ёлку влезть, и другие блага иметь, то заводите и мужа, и любовника хорошего.
«…Заводите романы, милые дамы, чтобы не быть в этом мире покинутой, – цитировал мне мой внутренний голос мое же стихотворение. — Да, с такой фигурой не пропадешь, – думала я, глядя на удалявшуюся Розу Марковну, – харизматичная женщина». — «Да, — поддержал меня мой внутренний голос, — а тебе надо заканчивать пить, идти спать и записаться наконец-то в спорт-зал!».